Всех своих учителей наша героиня считает великими мастерами своего дела
Светлана Борисовна Сорокина никогда не раздумывала над выбором профессии. Ее мама Людмила Дмитриевна Васильченко, учитель русского языка и литературы, первой в их роду ступила на эту стезю. За ней – обе дочери, Светлана и Елена (младшая дочь работала учителем черчения и технологии в 10-й школе), племянница Ирина Викторовна Казанцева – учитель начальных классов во 2-й школе, внук выбрал в жёны педагога: Виктория Владимировна Сорокина работала в детском саду.
Рядовой по призванию
– Мама начинала учительствовать в Кочкарской школе, – рассказывает Светлана Борисовна, – потом работала в 3-й школе, в 10-й. Были у нее попытки уйти в методкабинет, долго была завучем, но опять возвращалась в класс. Она у нас из тех солдат, которые не хотят и не могут быть генералами. Без школы, без уроков, без детей она просто-напросто не представляла свою жизнь.
По маминым стопам
– Я с детства видела и радости, и трудности этой профессии. И всегда знала, что буду только учителем! Мама была одно время против. Но ее уговоры не подействовали, я даже отучилась год на факультете будущего учителя. А потом она сама меня повезла в институт, где когда-то училась, – в Челябинский педагогический на филфак. Там работали еще преподаватели, которые ее учили и помнили. Так что у нас одна альма-матер.
Поступила в институт в 1983-м, через три года перевелась на заочное отделение и вернулась в родную 2-ю школу. Вся моя жизнь связана с этой школой! Я пришла сюда учиться в шесть лет, перерыв был только на три года в институте. Когда вернулась, было чувство, что меня здесь все ждали! Потом сюда пришли учиться мои дети, думаю, что и внучка придет в нашу школу.
Самые первые дети
– 1 сентября 1987 года я взяла пятый класс, в этом году они отметили 30 лет окончания школы. Помню, что не боялась детей, но очень боялась их родителей! У детей до меня были хорошие учителя, и я чувствовала какой-то трепет в душе. Потом подружились и с детьми, и с родителями.
Всё в жизни, в работе начинающего учителя идет методом проб и ошибок, и дети с пониманием относились к этому.
Литератор
– Я более склонна к литературе. Эту установку мне дала Нина Васильевна Казачкова, она была директором школы, когда я пришла работать. Она меня представляла: «Светлана Борисовна Васильченко, литератор». В школе очень любила писать сочинения. Сажусь писать: обложусь книжками, например, по Маяковскому пишу – все тома его стихотворений перед мной, обязательно мамин журнал «Литература в школе», оттуда что-нибудь откопаю, своё добавлю… Это же такой интересный процесс! А сейчас дети с интернета всё списывают.
Бальзам
на учительское сердце
– Печально, что сейчас отношение к литературе совсем не такое, как раньше. Раньше дети действительно читали, можно было на уроках обсуждать произведение, иногда возникал какой-то неожиданный спор. Помню, урок по роману «Отцы и дети» Тургенева, рассказываю, что Писарев сказал: «Умереть так, как умер Базаров, все равно что совершить великий подвиг». И тут с задней парты голос: «Какой подвиг-то? Ну, уколол руку, заразился, помер. В чем подвиг?». Началась такая дискуссия! Когда урок неожиданно превращается в такой разговор – это бальзам на учительское сердце. Очень жалею о том времени.
Помогали расти
Первый наставник в школе – Нина Николаевна Питиримова, конечно. Я же после института пришла как к себе домой, к моим родным учителям. Зоя Григорьевна Одношивкина, моя первая учительница, просто по-матерински опекала, подойдет: «Светонька, как у тебя дела?». Они с Ниной Николаевной действительно были наставники! Нина Николаевна посмотрит мой урок, потом рядом посадит, план мой раскроет и по пунктам: «Так, вот тут ты хорошо сделала, тут хорошо, а вот тут давай покажу тебе, как надо, в следующий раз обрати на это внимание». Еще один наставник – Татьяна Васильевна Селезнева, завуч. Я очень любила, когда она приходила ко мне на уроки. После ее посещений у меня вырастали крылья! Если все хорошо, подойдет, скажет: «Давай я тебя в маковку поцелую!». Если что не так – всё скажет в такой тактичной форме, что никаких обид. у нее всегда было только желание помочь. У Нины Григорьевны Околеловой было классное руководство в классе, где я вела, и она приходила на мои уроки посмотреть, что и как. Она все по полочкам раскладывала: триединая цель – образовательная, развивающая, воспитательная, вот это мне не понравилось, вот тут не так… Ну очень строгий разбор полета! Очень многому я научилась у Валентины Александровны Сырчиковой, она в 9-м классе была нашим классным руководителем и очень за меня переживала, когда я пришла в школу учителем, поддерживала во всём, щедро делилась секретами своей удивительной методики преподавания любимого немецкого языка. Вообще, я чувствовала такую поддержку от всех учителей, которые еще меня учили! И такую ответственность за то, что вливаюсь в эту плеяду учителей: Нина Николаевна Питиримова, Нина Григорьевна Околелова, Людмила Дмитриевна Стародубцева – заслуженные учителя России. Все мои учителя – великие мастера своего дела, влюблённые в свой предмет, душой болеющие за каждого ученика. Стыдно было их подводить, нужно было оправдывать доверие.
Самый главный
наставник
– Мама как-то корректирует вашу учительскую работу – помогает, контролирует?
– А как же! Конечно! Когда она еще работала и у нас с ней были одинаковые классы, шло прямо соревнование: кому эта книжка-методичка достанется. Мама мне очень много дала чисто как учитель, без нее бы у меня иной раз вообще ничего не получалось. Она для меня была самый главный наставник. Прихожу, спрашивает: «Что случилось?». «Да нет, ничего», – отвечаю. «Да у тебя ж на лице всё написано!». Маму не обманешь. Всё-всё расскажешь, она выслушает, даст совет. Честно скажу: не всегда я к ней прислушивалась, потом жалела. И сейчас живо всем интересуется. прихожу с работы, надо обязательно ей всё рассказать, отчитаться. Она в курсе всех рабочих моментов, всех изменений в ОГЭ, в ЕГЭ, ей всё интересно. Маму очень любят её ученики, до сих пор приходят в гости, рассказывают о своей жизни, альбомы с фотографиями дарят, даже стихи посвящают. Такое оно, учительское счастье!
Моя школа
– Я не мыслю, чтобы я работала в какой-то другой школе, эта мне родная. Моя школа. У меня классный час 1 сентября так и назывался: «Моя школа». Я рассказывала детям, какие в школе традиции, какие у меня были выпуски. Приносила на урок Книгу Почета школы, Летопись школы, которую начинали еще в 60-е годы прошлого века (теперь эти реликвии хранятся в новом школьном музее), рассказывала, кем стали мои ученики. А сейчас понимаю, насколько расширилось это понятие – МОЯ ШКОЛА. Ведь это и мои школьные годы, мои учителя-наставники, и огромный опыт работы, и мои выпускники, и сегодняшние ученики, и мои коллеги и, наверное, те, кто придёт на смену – будущее школы №2.
Театр, театр, театр…
– Один из способов приобщения к искусству слова у меня – это искусство театра. Дважды с разными детьми мы ставили «Ночь перед Рождеством» Гоголя, в прошлом году поставили спектакль «Держись, султан!», показали его два раза. Раньше, когда в районе проводили конкурс «Признание», какие-то другие конкурсы, детям было интереснее, они могли почувствовать вкус сцены.
Пристрастие к театральной деятельности – это от Нины Николаевны Питиримовой. Она была у нас классным руководителем, вела драмкружок. Мы ставили с ней «Димку-невидимку», «Приключения Чиполлино», ту же «Ночь перед Рождеством»… В классе четвертом я ходила в драмкружок во Дворец культуры, вел его Юрий Николаевич Ивин. Мы ставили пьесу Сергея Михалкова «Смех и слёзы», я была Пешкой, Коля Славгородский (он тогда был пионервожатым нашего класса) участвовал и другие ребята из разных школ. Юрий Николаевич был профессионалом! Как учить роль, как держать себя на сцене — он очень многое дал нам, юным театралам. Мы даже ездили в Челябинск, участвовали в конкурсе театральных коллективов.
У нас в школе всегда был театральный кружок: в начальной школе Марианна Петровна Дударева ставила сценки, особенно любила инсценировать Драгунского, в старшей школе – Нина Николаевна Питиримова. Мне хотелось продолжить традицию. Начали мы с выпуском 2008 года: поставили «Чиполлино», «Конек-Горбунок на новый лад», вошли во вкус и еще несколько спектаклей поставили. Потом я нашла ту пьесу, в которой сама играла, – «Смех и слёзы». Репетируем, а я себя вижу той самой школьницей на сцене.
И в этом году театр будет обязательно! Дети уже спрашивают: «А театралка будет?». Нас попросили прошлогодние спектакли повторить для родителей. В школе теперь есть конференц-зал, там хотя сцены нет, но есть комнатка, аппаратная, откуда можно выходить на сцену. Мы раньше спектакли в коридоре показывали. Новая аппаратура позволяет чисто технически улучшить показ. Декорации мы сами делали, помогали учителя труда – Ригина Маратовна Лобачёва, Евгений Галеевич Кульмухаметов. Сейчас попробуем сделать по-современному, с помощью технических средств. И вообще в новом здании и работать, и кружок вести интереснее. Спасибо Светлане Ивановне Репинской, нашему директору, она нашу театральную деятельность любит и всегда поддерживает юных артистов.
Нина МИХАЙЛОВА корреспондент «ЗО». Фото автора и из архива С. Сорокиной.